История конкурса

Версия для печати

С 2008 года компания РусГидро реализует долгосрочную комплексную благотворительную программу. Поддержка образования является одним из приоритетов социальной ответственности Группы РусГидро. В рамках программы благотворительной помощи компания реализует широкий спектр образовательных проектов. Помощь РусГидро регулярно получают учреждения дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательные школы и специализированные гимназии. Реализуется долгосрочная программа по сотрудничеству с высшими учебными заведениями.

Одним из масштабных образовательных проектов является конкурс студенческих проектов в области гидроэнергетики и ВИЭ «Энергия развития».

Главная цель проводимого Конкурса – стимулирование интереса студентов и аспирантов российских технических вузов к инженерным профессиям в целом и энергетической отрасли в частности, выявление и мотивация талантливой учащейся молодежи, формирование кадрового резерва с дальнейшим трудоустройством на энергообъектах Группы РусГидро.

В конкурсе участвуют студенты и аспиранты технических вузов России. Конкурс проводится по двум направлениям: учебные работы и проектные решения. Темы учебных работ отражают основные области современной энергетики. Темы проектов формируются исходя из актуальных задач и направлений развития компании РусГидро.

Члены жюри и экспертного совета конкурса - сотрудники ПАО "РусГидро": директора предприятий, руководители направлений, главные инженеры, ведущие специалисты-гидроэнергетики, представители научного сообщества гидроэнергетиков.

Ежегодно в Москве подводятся итоги очного этапа, награждаются победители. Наличие диплома лауреата Конкурса учитывается при формировании базы данных на профильные должности на предприятиях Группы РусГидро.

Конкурс «Энергия развития» дает возможность участникам проявить свои аналитические способности и системность мышления, самостоятельность, коммуникабельность, способности к руководству и работе в команде.

«Энергия развития» позволяет увидеть лучших студентов, которые впоследствии могут пополнить ряды сотрудников холдинга. И это именно те, кого принято называть надеждой энергетики, – люди увлеченные, не боящиеся рисковать, готовые реализовывать самые креативные идеи.

Являясь одним из инструментов развития кадрового потенциала Группы РусГидро, конкурс также способствует повышению престижа инженерных профессий и формированию кадровой элиты энергетической отрасли страны.

Итоги за 10 лет:

  • более 50 вузов из 22 регионов России приняли участие в Конкурсе
  • свыше 1000 студентов и аспирантов прислали свои работы
  • победители конкурса работают в научных и проектных институтах и энергообъектах компании

Награды Конкурса:

  • лучшая программа компаний ТЭК для школьников, студентов и молодых специалистов в номинации «Социально-ответственный бизнес»
  • победитель в номинации «Ответственный лидер» на I Всероссийском конкурсе лучших практик работодателей по работе с кадровым резервом «Создавая будущее» Министерства образования Российской Федерации
  • решением Министерства образования и науки Российской Федерации Конкурс «Энергия развития» включен в перечень мероприятий Всероссийского инженерного конкурса

В этом году Конкурс «Энергия развития» проводился как пилотный проект только в семи профильных ВУЗах.

Номинации:
  1. Гидроэнергетика и региональное развитие.
  2. Научные, технические и технологические основы гидроэнергетики.
  3. Гидроэнергетика и экология.
В конкурсе приняли участие 74 студента и аспиранта из 7 вузов в регионах присутствия компании. 18 победителей были приглашены в Москву для вручения наград - памятных дипломов и денежных вознаграждений.

В программу пребывания финалистов была включена конференция участников, экскурсии в уникальном музее гидроэнергетики в городе Углич и на Угличской ГЭС.

В этом году рамки конкурса значительно расширились до всероссийского уровня и по числу участвующих профильных вузов, и по количеству номинаций, и по составу участников. Номинации:
  1. Энергоэффективные решения. Государственная поддержка программ энергосбережения. Энергоэффективные предприятия энергетики.
  2. Гидроэнергетика и региональное развитие.
  3. Научные, технические и технологические основы гидроэнергетики (Гидротехнические сооружения. Новые материалы, конструктивные и технические решения. Оборудование ГЭС, ГАЭС, ПЭС: гидросиловое, механическое, электротехническое, автоматика, связь. Организация строительства и производство работ. Новые технические и технологические решения).
  4. Гидроэнергетика и экология.
  5. Возобновляемые источники энергии. Стратегия развития альтернативной энергетики.
  6. Безопасность и надежность гидрообъектов.
В конкурсе приняли участие более 200 студентов и аспирантов из 57 российских вузов. По результатам экспертной оценки конкурсных работ был определен 21 победитель. В Москве для них была подготовлена праздничная программа, которая включала в себя путешествие по маршруту Москва - Углич – Москва. Торжественная церемония награждения лауреатов проходила в офисе РусГидро. Среди участников мероприятия были не только победители конкурса, но также их научные руководители.

Для большей информированности о конкурсе «Энергия развития» был создан сайт конкурса http://www.konkurs-er.rushydro.ru/, в вузах распространялись листовки и плакаты, использовались интернет-ресурсы (в том числе сайты Росмолодежи, Зворыкинского проекта, сайты вузов, карьерные сайты, социальные сети).

В этом году Оргкомитетом конкурса было принято решение о внесении существенного изменения в Положении о конкурсе - процесс отбора победителей стал проходить в два этапа:

Первый этап - участники отправляют анкету и подготовленную в вузе конкурсную работу в Оргкомитет через сайт конкурса. Экспертный совет дистанционно оценивает присланные конкурсантами работы и определяет по сумме баллов лучшие.

Второй этап - авторов лучших работ приглашают в Москву для участия в решении реальных бизнес-задач в формате кейсов, подготовленных с участием специалистов РусГидро. По результатам презентаций решения кейсов определяются победители.

В рамках трех тематических направлений 9 номинаций:
  1. «Современная гидроэнергетика и пути ее развития»:
    1. Научно-техническое обоснование ГЭС: современные методы принятия решения о выборе створов и параметров проектируемых ГЭС, новые методы инженерных расчетов, моделирование, риски и экономика. Современные методы оценки воздействия гидроэнергетических объектов на окружающую среду.
    2. Гидроэнергетические комплексы: новые компоновки, технические и технологические решения.
    3. Современные технологии строительства ГЭС/ГАЭС.
    4. Современные подходы к мониторингу и диагностике состояния оборудования и гидротехнических сооружений ГЭС и управлению состоянием оборудования и гидротехнических сооружений.
    5. Современные подходы к организации эксплуатации и управления режимами ГЭС. Современные методы управления водноэнергетическими режимами каскадов ГЭС.
       
  1. «Умная станция»:
    1. Использование низкопотенциальных источников тепла в гидроэнергетике для обеспечения собственных нужд ГЭС/ ГАЭС.
    2. Организация оптимальных (по параметрам экономичности и трудозатратности) групповых систем учета потребления энергоресурсов на собственные нужды.
  1. «Энергетика будущего»:
    1. Возобновляемые источники энергии будущего.
    2. Беспроводная дистанционная передача энергии.
Участниками конкурса «Энергия развития-2011» стали более 100 студентов и аспирантов из 41 вуза.

По результатам первого этапа конкурса определилось 22 финалиста из 13 вузов. Они были приглашены в Москву, чтобы продолжить борьбу за победу. Столичная жизнь для конкурсантов началась с тимбилдинга, на котором ребята познакомились друг с другом и объединились в команды. Каждой из команд предстояло разработать презентацию решенных кейсов. Больше всего молодых людей заинтересовала «Энергетика будущего» (12 участников). На втором по популярности месте оказалась «Современная гидроэнергетика и пути ее развития» (9 участников), и всего один человек отважился зайти на территорию «Умной станции».

Все это время эксперты и психологи внимательно следили за тем, как ведется работа и как участники проявляют свои лидерские качества. По результатам защиты было выявлено 9 победителей.

На торжественной церемонии награждения победители получили дипломы и премии.Диплом лауреата конкурса учитывается при формировании базы данных на профильные должности на предприятиях гидроэнергетики.

В этом году окончательно утвердился формат проведения конкурса: при сохранении заочного и очного этапов конкурс теперь проводился по двум направлениям: конкурс учебных работ и конкурс проектных решений.

Конкурс учебных работ проводился по номинациям, определяющим основные области современной гидроэнергетики.

Номинации конкурса учебных работ:
  1. Научно-техническое обоснование ГЭС: современные методы принятия решения о выборе створов и параметров проектируемых ГЭС, новые методы инженерных расчетов, моделирование, риски и экономика. Современные методы оценки воздействия гидроэнергетических объектов на окружающую среду.
  2. Гидроэнергетические комплексы: новые компоновки, технические и технологические решения.
  3. Современные технологии строительства ГЭС/ГАЭС.
  4. Современные подходы к мониторингу и диагностике состояния оборудования и гидротехнических сооружений ГЭС и управлению состоянием оборудования и гидротехнических сооружений.
  5. Современные подходы к организации эксплуатации и управления режимами ГЭС. Современные методы управления водноэнергетическими режимами каскадов ГЭС.
  6. Безопасность и надежность гидрообъектов.
  7. Гидроэнергетика и экология.
  8. Энергоэффективные решения в гидроэнергетике.
  9. Возобновляемые источники энергии. Стратегия развития альтернативной энергетики.
Темы конкурса проектных решений отражали актуальные задачи и направления развития компании РусГидро.

Темы конкурса проектных работ:
  1. Конструкция водовода и затворной камеры МИНИГЭС из полимерных материалов.
  2. Применение эжекторных установок для аварийной откачки воды из помещений находящихся на затапливаемых отметках здания ГЭС.
  3. Выбор компоновки средненапорной ГЭС на реке Мезень.
Участие в конкурсе приняли более 70 студентов и аспирантов из 34 ВУЗов России. По результатам оценки экспертного совета в финал конкурса вышли 18 студентов и аспирантов, которые, разделившись на команды, подготовили презентации по проектам. С каждой группой конкурсантов работали специалисты из научно-проектных институтов холдинга.

По итогам презентаций определилось 8 победителей конкурса, которым были вручены сертификаты на зарубежную стажировку. Также победители приняли участие в работе Молодежного инновационного форума «Форсаж». 

В этом году изменился период проведения конкурса: теперь он проводится с ноября по март.

Существующая система выбора победителей полностью себя оправдала. Поскольку номинации конкурса учебных работ включают в себя полный спектр базовых знаний по гидроэнергетике, решено оставить их прежними. А темы конкурса проектных работ полностью изменены:
  1. Разработка конструктивного решения для обводнения р. Ахтуба вниз по течению от створа Волжской ГЭС.
  2. Разработка конструктивного решения по устройству низконапорной ГЭС с ортогональными гидроагрегатами в составе регулирующих подпорных сооружений по обводнению реки Иртыш.
  3. Проект ремонта вертикальной шпонки межсекционного шва руслового средненапорного здания ГЭС на нескальном основании.
  4. Создание интерактивной информационно-обучающей программы об основах гидроэнергетики.
По всем проектам представителями НИИ холдинга разработаны технические задания, которые помогли конкурсантам создать интересные и содержательные работы.
Участниками «Энергии развития-2013» стали более 80 студентов и аспирантов из 25 вузов.
По результатам заочного этапа Экспертным советом конкурса были определены 21 финалист, которые были приглашены в Москву для участия в очной защите проектных решений. Победителями «Энергии развития-2013» стали 7 студентов. Главной наградой для них стала зарубежная стажировкав Канаду.

В этом году было решено изменить название конкурса, присвоив ему порядковый номер. На VI Всероссийский конкурс студенческих проектов «Энергия развития» прислали работы 63 студента и аспиранта из 17 вузов. Темы учебных работ остались неизменными.

Темы проектных работ:
  1. Оценка влияния искажения форм статора и ротора на ключевые параметры работы гидроагрегата типа СВ 1500/170-96.
  2. Оценка качества производства ремонта.
  3. Повышение точности измерения расхода воды деривационных ГЭС за счёт внедрения ультразвукового комплекса.
  4. Использование вакуумных коммутационных аппаратов в схемах выдачи мощности ГЭС.
  5. Оценка технического состояния основного оборудования на основании данных мониторинга и статистики отказов. Прогноз остаточного ресурса. Критерии принятия решений.
В финал вышли 15 студентов и аспирантов. Победителями этого конкурса стали 5 человек. Они были награждены дипломами и ценными подарками, а также для каждого из них была организована индивидуальная стажировка на одном из объектов холдинга.

А для всех финалистов было организовано участие в Молодежной программе «Инвестируя в будущее» в рамках выставки и конференции POWER-GEN Russia

Интересный факт: в число финалистов вышли две группы студентов, подготовившие свои проекты вместе с научными руководителями, которые сами в 2012 году стали победителями нашего конкурса. Вот такую преемственность можно наблюдать на нашем конкурсе.

В работе VII Всероссийского конкурса студенческих проектов по гидроэнергетике «Энергия развития» 82 студента и аспиранта из 26 вузов.

Номинации конкурса учебных работ остались прежними.

Темы проектных работ конкурса «Энергия развития»:
  1. Исследование систем возбуждения генераторов ветроэнергетических установок.
  2. Оценка технического состояния основного оборудования на основании данных мониторинга и статистики отказов.
  3. Оценка влияния заиления гидротехнических сооружений на надежность работы оборудования на примере деривационных ГЭС.
  4. Перспектива использования вакуумных коммутационных аппаратов в схемах выдачи мощности ГЭС.
  5. Разработка принципов и алгоритмов анализа аварийной информации для оценки работы устройств релейной защиты и автоматики.
  6. Разработка принципов и алгоритмов функционирования мультиагентных систем мониторинга состояния и технологического управления в гидроэнергетике.
Участниками конкурса «Энергии развития» стали 82 студента и аспиранта из 26 высших учебных заведений России.

По результатам заочного этапа в Москву для участия в очной защите проектов было приглашено 20 конкурсантов, четверо из которых стали победителями. На торжественной церемонии награждения в офисе РусГидро победителям вручили дипломы и сертификаты на прохождение стажировки на объектах холдинга.

В ноябре 2016 года в Санкт-Петербургском Политехническом университете Петра Великого прошли финальные мероприятия Всероссийского инженерного конкурса (ВИК). В числе участников ВИК были и победители VII конкурса студенческих проектов «Энергия развития».

В VIII Всероссийском конкурсе студенческих проектов «Энергия развития» приняли участие 80 студентов и аспирантов из 17 вузов.

Темы учебных работ не изменились.

Темы конкурса проектов:
  1. Система рационального управления составом гидроагрегатов – определение критериев оптимизации состава агрегатов и разработка информационной модели функционирования.
  2. Разработка методики краткосрочного и среднесрочного прогнозирования объема притока воды к створу Новосибирской ГЭС на основе математической модели с учетом современного состояния наблюдательной сети гидрометцентра.
  3. Разработка предложений по внесению изменений в СТО 17330282.27.140.011-2008 «Гидроэлектростанции. Условия создания. Нормы и требования» в части оценки влияния повышенной мутности воды на надежную и безопасную работу гидроэлектростанций.
По итогам экспертной оценки авторы лучших работ -12 ребят были приглашены в Москву для участия в очном этапе.

В повестку финальных мероприятий входила командная работа по теме «Генерация нового поколения для удалённых районов» под руководством экспертов РусГидро и определение победителей конкурса, а также ознакомительная поездка на Загорскую ГАЭС.

Победителями конкурса стали 5 человек. На торжественном награждении победителям и лауреатам конкурса были вручены дипломы и подарки. Также в качестве награды для победителей стала возможность участвовать в составе команды РусГидро в молодежном инновационном форуме «Форсаж» в июле 2017 года и в фестивале молодежи и студентов в Сочи в октябре 2017 года.

В IX конкурсе «Энергия развития» приняли участие 144 студента и аспиранта из 24 вузов.

24 победителя первого этапа были приглашены в Москву для участия в очной защите проектов. Из них победителями стали 8 человек. Темы учебных работ остались без изменений.

Темы проектов:
  1. Применение электродвигателей на постоянных магнитах в системах собственных нужд ГЭС.
  2. Прогнозирование остаточного ресурса трансформаторов на основании данных мониторинга.
  3. Разработка принципов создания системы дистанционного мониторинга технического состояния оборудования, позволяющая осуществлять прогнозирование дефектов с использованием данных АСУ ТП.
  4. Выработка предложений по созданию методики проведения оценки соответствия поставляемого основного оборудования ГЭС требованиям НТД и созданию системы управления требованиями основного оборудования ГЭС.
  5. Использование информационной модели на базе стандартов IEC 61970 Part 301-302-303 и расширений на их основе, для формирования промышленного интернета вещей в электроэнергетике.
  6. Формирование предложения по созданию информационно-управляющей системы эффективного управления режимами загрузки основного энергетического оборудования тепловых электростанций Дальнего Востока.
  7. Решение задачи обеспечения работоспособности микропроцессорных РЗА в широком диапазоне частот.

X Конкурс – юбилейный. 141 студент и аспирант из 26 вузов России представили свои работ. Жюри выбрало 5 победителей из 15 финалистов очного этапа конкурса.

При сохранившейся тематике учебных работ темы проектов были следующие:
  1. Разработка концепции оценки степени влияния проводимых на основе перечня работ ремонтов на изменение технического состояния основного оборудования.
  2. Технико-экономический анализ запуска цифровой гидроэлектростанции.
  3. Разработка интеллектуальной системы управления, мониторинга и защиты электрической сети изолированного энергорайона с ВИЭ.
  4. Какой должна быть современная гидроэлектростанция в новом технологическом укладе?
  5. Применение электроцилиндров в управлении оборудованием ГЭС.
  6. Разработка тренажера ГЭС. Моделирование работы основного и вспомогательного оборудования.
  7. Повышение эффективности энергосистемы города за счет построения интеллектуальной системы энергоресурсов.
  8. Современная тепловая электрическая станция с учетом развития ГТУ и ПГУ.
  9. Применение новых технологий химической подготовки воды с целью снижения расхода электроэнергии и воды на технологические нужды.
Программа пребывания финалистов в Москве была очень насыщенная: участие в тимбилдинге, подготовка презентаций по проектам, ознакомительная поездка на Загорскую ГАЭС. Очень интересной была встреча ребят с представителями топ-менеджмента ПАО «РусГидро», которые рассказали о перспективах развития Компании и инновациях в энергетической отрасли.

Еще одним заметным мероприятием стал круглый стол с участием экспертов РусГидро и Института гидроэнергетики и ВИЭ, созданного при поддержке Компании в НИУ МЭИ. Темой круглого стола стало обсуждение возможностей академического образования и прикладной науки в применении к практическим задачам гидроэнергетики.

Все победители Конкурса получили целевые гранты на образовательную и научную деятельность. А в июле 2019 года приняли участие в форуме сообщества молодых специалистов «Форсаж» в составе команды РусГидро.

Задать вопрос